Тайный киноклуб
Игорь Аркадьев
Игорь Аркадьев

Известный киновед с необычайным опытом, который смотрит тысячи фильмов, чтобы найти два-три хороших для каждого из вас…

Приключения одного гангстера

Приключения одного гангстера

Неожиданная засада

Было это… ну,  давно было, скрывать не стану, страшно сказать, как давно…

Чтобы оказаться в числе абитуриентов, желающих поступить на киноведческий факультет ВГИКа, требовалось пройти предварительный творческий конкурс. То есть написать одну или несколько работ в разных жанрах: рецензия, интервью, портрет кинематографиста, обзор фильмов произвольно выбранной темы… И я решил: а не ”обозреть” ли мне зарубежные кинопроизведения с криминальными сюжетами? Но не комедии, не детективы, а что-нибудь более масштабное, солидное, весомое, грубое, зримое. Пацан (мне тогда и 17 лет не стукнуло) сказал – пацан сделал. Накатать много страниц про фильмы об итальянской мафии (“Следствие закончено – забудьте”, “Признание комиссара полиции прокурору республики”, “Камень во рту” и т.п.) мне труда не составило. К тому же, помимо лент, которые шли в советских кинотеатрах, я в тексте обзора упоминал выше крыши и тех названий, которые видеть в принципе не мог, даже если бы был уже матерым столичным киноведищем… Конечно, я не подозревал, за каким углом меня поджидает неожиданная засада. Как и то, что западню для себя я сам же и приготовил…

Творческий конкурс я прошел и добрался до собеседования с приемной комиссией. Вот там меня и огорошили прямым вопросом в лоб: “Молодой человек, а почему вы с такой легкостью перечисляли в своей работе фильмы, которые не смотрели? Ведь вы же не видели, скажем, “Губную помаду” Дамиани? А пишите о ней… Вам вряд ли знакома картина “Сальваторе Джулиано”, а о ней опять же пишите… Нехорошо так! Так не принято в научной среде!”

В каком-то фильме (сразу, извините, не вспомню, в каком) персонаж говорит: “Не добивайте загнанного в угол! Он в ярости способен на многое…” Если бы мне задали один вопрос, я точно не смог бы ничего ответить – и от страха, и от смущения, и от внутренней растерянности. Но меня щелкнули по носу этим “нехорошо так!” - и я окрысился. И разразился ответной длинной тирадой: “Фильмы, которые я не смотрел, не имеют в тексте никакой моей оценки. Все чужие фразы взяты мной в кавычки – потому что цитаты. Цитирую же я материалы журналов “Советский экран”, “Искусство кино”, газет “Правда”, “Комсомольская правда” и других источников. Разве у меня есть основания не доверять им?..” Слегка остолбеневшие от моего наскока члены приемной комиссии потихоньку начали смеяться. Вскоре атмосфера собеседования, грозившая мне громом и молниями, окончательно разрядилась, и я получил за этот экзамен крепкую “четверку”.

Гангстерская курсовая

Меньше, чем через два года мне пришлось снова впрягаться в исследование иностранного кинокриминала:  для курсовой работы я выбрал тему “Американское гангстерское кино 1930-х”. Но курсовую я писал уже на основе исключительно личных просмотров: “Маленький Цезарь”, “Враг общества номер 1”, “Лицо со шрамом”, “Судьба солдата в Америке” - каждое из перечисленных и еще десятки других названий по сей день отзываются эхом в моей памяти.

На сегодня в мировом киноведении существуют десятки (может, и сотни) книг, которые определяют гангстерское кино США как самостоятельный жанр. Но мне все-таки не хочется сваливать в одну кучу кинореконструкцию подлинного кровавого происшествия “Резня в День святого Валентина” и легендарную комедию “Некоторые любят погорячее” (она же – “В джазе только девушки”), где практически та же самая “резня” присутствует в качестве одного из ключевых эпизодов.

И в связи с показом на ТВ-3 фильма “Джонни Д.” проще всего было бы напомнить о существовании трех полубиографических киноисторий с одинаковым названием “Диллинджер” , снятых в 1945-м, 1973-м и 1991-м годах. Или о великой гангстерской саге “Крестный отец”, которую можно смотреть хоть в порядке создания трех фильмов, хоть в хронологической последовательности событий (есть и такая версия). Или о еще одном великом киноромане – “Однажды в Америке”. Или о пронзительной истории любви “Воры как мы”, в которой великий Роберт Олтмэн вывернул наизнанку привычный зрителю стиль повествования, отчего картина, чем-то слегка схожая со знаменитым фильмом “Бонни и Клайд”, вообще перестает укладываться в традиционное русло гангстерского кино.

Настолько часто, говоря о киногангстерах, синефилы подразумевают кинематограф американский, что мне тоже захотелось выпрыгнуть за рамки канона и представить три английских ленты.

Багси Мэлоун (1976)

Во-первых, фильм музыкальный. Во-вторых, в визуальном и звуковом оформлении он выдержан в стиле ретро. Наконец, в нем нет взрослых персонажей. Потому что всех – и бандитов, и полицейских, и девушек в ночном клубе, - играют дети. Автоматы у детей-гангстеров и детей-копов - игрушечные, стреляют автоматы кондитерским кремом. Короли уголовного мира Толстяк Сэм и Дэнди Дэн смертельно ненавидят друг друга, но Багси Мэлоуну и прелестной Таллуле нужно найти безопасный уголок, чтобы уцелеть в кондитерской заварухе... Сногсшибательный дебют режиссера Алана Паркера. Изумительная Джоди Фостер в роли Таллулы.

Когда эта картина была показана на Неделе английского кино в Москве, подавляющее большинство зрителей выходило после просмотра из зала с очевидным недоумением на лице: это что такое мы сейчас увидели? безумный бред  англичан или новое слово в экранном искусстве? Фильму уже 40 лет, а он все не стареет… Вот и ответ на любые вопросы.

“Чикаго Джо” и стриптизерша (1990)

Между великолепной фантазийной драмой “Бумажный дом” и первоклассным хоррором “Кэндимэн” режиссер Бернард Роуз снял странноватую (в жанровом отношении) картину. Кифер Сазерлэнд играет американца по прозвищу “Чикаго Джо”, а Эмили Ллойд – англичанку Джорджину Грэйс. Он и она познакомились в Лондоне 3 октября 1944 года. Оба выдали себя не за тех, кем были… И дальнейшее сочинила за них судьба, которая довольно часто выдуманное делает реальным. Только не сказочно реальным, а трагически  реальным. Сюжет в этом фильме немаловажен, но британские кинокритики превознесли в своих отзывах, прежде всего, ретростилистику изображения.

Братья Крэй (1990)

Да, опять стиль ретро! Но на этот раз – без намека на пародийность, как у Паркера, или на романтизацию, как у Роуза. Жесткая, жестокая, безжалостная картина о тех самых братьях Крэй, которые заправляли преступным миром Лондона с середины 1950-х почти до конца следующего десятилетия. Конечно, успех прошлогоднего фильма “Легенда”, где Том Харди играл и Ронни Крэя, и Реджинальда Крэя, еще у многих на устах, но равноценны ли потрясающая игра актера и фильм в целом – это большой вопрос. В случае с картиной Питера Медака лично для меня этого вопроса не существует. Два брата Гэри Кэмп и Мартин Кэмп (музыканты из группы Spandau Ballet) составили отличный актерский дуэт. И я никогда не забуду Билли Уайтлоу, сыгравшую мать братьев Крэй.

Будем ли мы спустя четверть века вспоминать фильм “Джонни Д.”?

Смотри сегодня в 23:00 на ТВ-3!

12 октября 19:55 0
Комментарии
Больше необычного о кино… Еще больше необычного...
скоро

закрыть x