Тайный киноклуб
Игорь Аркадьев
Игорь Аркадьев

Известный киновед с необычайным опытом, который смотрит тысячи фильмов, чтобы найти два-три хороших для каждого из вас…

Восток - дело тонкое

Восток - дело тонкое

Жвачка!

Маленькие дети поначалу верят только в то, что можно потрогать. Позже – в то, что видят их глаза. По мере развития – в то, что постигается разумом. Положим, последнее происходит не всегда и не со всеми, хотя это уже детали…

Я долгое время не понимал, что существуют на свете какие-то разные страны. А если и понимал, то относился к ним примерно так, как к другим планетам: есть и есть, пусть будут, что мне они и что я им. Книги я уже читал, газеты-журналы всякие листал, про другие страны, разумеется, слышал, но от того ближе ко мне они не становились.

В далекий-предалекий и удивительно прекрасный день друг моего детства Валера принес в школу квадратную упаковочку, похожую на конфету, а в ней лежали пять тонких полосочек. “Жвачка!” - смачно произнес Валера. Поскольку никакой реакции с моей стороны не последовало, Валера был вынужден прочесть тоном знатока краткую лекцию о разновидностях “бубльгума”, попутно упомянув, что упаковочку стоимостью 50 лир привез из Италии его отец, ездивший в командировку по делам конструкторского бюро. В тот же день полосочки жвачки были нами разжеваны и выплюнуты, и вроде бы я потом почти не вспоминал о них.

Японский магнитофон 

Главный урок, который я вынес из дегустации заморского деликатеса: 1) Италия – это страна, в которой делают жвачку, 2) Италия – это страна, в которой за 50 лир можно купить жвачку, и 3) стало быть, Италия СУЩЕСТВУЕТ!

Через год отец Валеры привез из Японии магнитофон, и я понял, что мир за пределами Советского Союза не ограничивается Италией, что в мире есть еще и Япония, что все другие страны, о которых я читал в книгах или о которых слышал по радио (телевизора в моей семье еще не было), очевидно, также действительно располагаются где-то на нашей планете.

Когда я посмотрел первые в своей жизни итальянские фильмы – вот так сходу не скажу. Французские, американские, английские – не назову. Надо рыться в памяти. А вот с японским кино у меня в этом плане нет проблем.

Гений дзюдо (1965)

Справедливости ради, стоит отметить, что Японию на экране я увидел впервые в трогательном фильме “Маленький беглец”, который был снят совместными усилиями кинематографистов СССР и Японии. И сегодня, стоит лишь вспомнить душераздирающую сцену в цирке, когда Юрий Никулин обращается к публике с вопросом: “Товарищи, в зале есть кто-нибудь, кто говорит по-японски?”, а в ответ на арену несутся взрывы хохота… Слезы наворачиваются на глаза, чесслово… Но несколько эпизодов, разворачивающихся в Стране восходящего солнца, как-то не дали мне представления об этой земле. Поэтому я считаю, что первым “чисто-японским” фильмом в моей зрительской биографии стал незабываемый “Гений дзюдо”. История про парня, который хотел овладеть искусством борьбы джиу-джитсу, но после ряда событий перешел к мастеру борьбы дзюдо. Все поединки поставлены блестяще, однако даже в юном возрасте я сумел понять и почувствовать, что суть картины не сводится к демонстрации преимуществ того или иного вида борьбы.

Знамена самураев (1968)

Так случилось, что благодаря “Гению дзюдо” я запомнил имя актера Тосиро Мифуне. Потом видел его фотографии в журналах. А потому не мог не помчаться сломя голову в кинотеатр, когда на глаза попалась уличная афиша со словами “Тосиро Мифуне в фильме “Знамена самураев”. Вот мозгами понимаю, что Сергей Федорович Бондарчук проделал великую работу, сняв колоссальную эпопею “Война и мир”, но ничего не могу с собой поделать: батальные сцены произвели на меня-пацана сногсшибательное впечатление именно в “Знаменах самураев”, исторической реконструкции жизни и подвигов военачальника Ямамото Канске. Стрела, вонзающаяся в глаз, - такое не забывается! Спустя годы я, кажется, понял, в чем была особенность пережитого мною эффекта. Некоторые зарубежные фильмы, из соображений экономии цветной пленки, выпускались в советский кинопрокат черно-белыми. И со “Знаменами самураев” я познакомился именно в ч/б варианте. Скорее всего, на каком-то подсознательном уровне я отнесся к фильму практически как к документальной ленте. В 90-е годы “пиратская” видеокассета с полновесной цветной версией этой картины показалась мне уже просто красочным (хотя и мощным) костюмно-историческим боевиком.

Сезон любви (1969)

Как я уже сказал, по ходу взросления начинаешь верить в то, что постигается разумом. Правда, в жизни иногда бывает полезно отключать мозги и прислушиваться только к сердцу. Мальчишками мы бегали смотреть “Гения дзюдо” и “Фантомаса”, но для “культпохода-на-двоих”, когда зовешь в кино девочку-одноклассницу, самурайские фильмы – не лучший выбор. На “Анжелику” меня не пропустили контролеры, стоявшие у входа в зал… Девочку, кстати, пропустили: она выглядела на “16+” (как сказали бы сегодня), в отличие от меня, которому строгим голосом тетенька сказала: “Детям до 16-ти смотреть за-пре-ща-ет-ся!” Но на японский фильм, который был тоже “до 16-ти нельзя”, мы с одноклассницей (правда, я пригласил уже другую…) все-таки прошли. Это была очень слезоточивая мелодрама “Сезон любви”. История про несчастную любовь девушки из бедной семьи и парня из богатой семьи. Если наоборот – прошу прощения! - больше никогда с той поры я этот фильм не пересматривал.

Знаете, почему я решил написать про японское кино? Потому что телеканал ТВ-3 нынешним вечером показывает фильмы “Последний самурай” и “Начало”, а в обоих играет Кен Ватанабе, замечательнейший японский актер.

Последний самурай - 9 декабря в 20:00 и 11 декабря в 23:00

Начало - 9 декабря в 22:55

9 декабря 18:47 0
Комментарии
Больше необычного о кино… Еще больше необычного...
скоро

закрыть x