Леонардо и теория двойников

“Великий Гэтсби” — грандиозная экранизация великого романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда от режиссера База Лурмана.

Она хороша не только очередным сумасшедшим лурмановским саунд-коктейлем — от Луи Армстронга и Джорджа Гершвина до Ланы Дель Рей, Канье Уэста и Jay Z. И не только визуальным оформлением: за костюмы и декорации вновь, как и в предыдущих лентах База Лурмана, здесь отвечала его жена Кэтрин Мартин (которая, между прочим, в семью принесла уже 4 "Оскара", а муж-режиссер — пока ни одного). Можно было бы долго говорить об актерском ансамбле “Великого Гэтсби”, где первую скрипку играет "Леонардо Вильгельм наш Ди Каприо", или вообще обсудить плюсы-минусы фильма, но что, если попробовать посмотреть на картину совсем с иной точки зрения?

Время действия романа — первая половина 1920-х (книга Ф.С. Фицджеральда вышла в 1925 году). Факты жизни главного героя Джея Гэтсби в изложении разных персонажей противоречат один другому. Сам о себе Джей Гэтсби рассказывает, опять же, не заботясь о правдивости повествования и больше отталкиваясь от формулы "реальность — это одно, а на самом деле все было иначе", формулы, на основе которой живет преогромное множество людей, особенно из числа "творческих личностей". Происхождение состояния Гэтсби, прочие криминальные нюансы жизни Джея, род его занятий, истинное его прошлое… Не слишком ли много тайн и загадок прячет в себе человек, имя которого вынесено на титульный лист романа, сочиненного соседом и свидетелем последних недель жизни Гэтсби? И что отличает Джея Гэтсби от его… ну, предположим, современника и практически ровесника с противоположного края планеты?

В 1927 году была опубликована книга о похождениях еще одного авантюриста. В разных ситуациях представлялся он разными именами. Биографию свою излагал в разных версиях. Криминальных поворотов судьбы не избегал — скорее даже напрашивался на них. Мечтал он о многом, но для исполнения желаний ему нужен был “миллион на блюдечке с голубой каемочкой”. Да-да, все мы знаем этого человека. Его зовут Остап Бендер.

Хоть на минутку поверим в “теорию двойников”? Где-то далеко или совсем рядышком живет тот (та), кто на вас похож, словно зеркальное отражение. И судьбы ваши могут быть похожи. И слова вы говорите одинаковые (правда, бывает, на разных языках). Ну, а поскольку зеркала, как известно, бывают кривыми, то и двойник не буквально повторяет вашу жизнь.

Что, если Фрэнсис Скотт Фицджеральд поспешил поставить окончательную и бесповоротную точку в финале своей истории? Что, если Остап Бендер — зеркальное отражение Джея Гэтсби? Спустя несколько лет и с учетом искривления времени и пространства… Почему бы и нет?

А что, если предположить совсем уж фантастический разворот событий? Почему бы Джею Гэтсби не вынырнуть из воды в прологе фильма “Начало” под именем Доминика Кобба, специалиста в области промышленного шпионажа новой формации?

Леонардо ДиКаприо — актер, которого, несмотря на обилие премий и номинаций, многие не считали (а кто-то и продолжает не считать) серьезным исполнителем, за последние полтора десятка лет вполне убедительно сыграл характеры людей, навсегда застрявших где-то между правдой и ложью, между реальностью и вымыслом: “Пляж”, “Поймай меня, если сможешь”, “Волк с Уолл-стрит”… В этом же ряду — работы ДиКаприо в фильмах “Великий Гэтсби” и “Начало”. Как хорошо, что личину обаятельного мошенника Леонардо примерил не до, а после лент “Ромео+Джульетта” и “Титаник”! Иначе кто бы поверил его Ромео и Джеку Доусону?

16:30, 23 июля - "Великий Гэтсби"

19:05, 23 июля - "Начало"