Юлия топольницкая
актриса, ведущая шоу «Всё, кроме обычного»
Что мотивировало вас стать ведущей шоу «Всё, кроме обычного»?
Мне было очень любопытно понять, что это за люди — иллюзионисты. Я росла в 90-е, и у меня интуитивно сложилось немного предвзятое отношение к фокусникам, кажется, что они могут использовать своё мастерство во вред: вытащить у тебя кошелёк или сделать ещё что-нибудь в этом роде. Но на шоу «Всё, кроме обычного» я поняла, что эти люди совершенно не такие, какими я раньше их представляла, и вообще они очень сильно отличаются от обычных людей. Фокусники действительно верят в своё искусство, в то, что они своими руками могут создавать настоящие чудеса. Они делают это с одной целью — подарить людям сказку и волшебство, сделать их жизнь немного ярче. Удивление, радость, положительные эмоции зрителей «заряжают» их, дают энергию для новых, более сложных фокусов. А больше всего участники переживают, чтобы никто не раскрыл технику их трюков. Не потому, что они боятся не выиграть в конкурсе, а потому, что им важно, чтобы не исчезло это ощущение магии, чтобы люди не перестали верить в чудеса.
Какие впечатления у вас остались от знакомства с Александром Муратаевым?
Александр Муратаев уже очень давно профессионально занимается иллюзионом. Его фокусы отличаются особым мастерством и оригинальностью, потому что он очень много работает над собой. Более того, он всячески старается продвигать своё искусство в массы, создаёт форумы фокусников, организовывает мероприятия. Такие люди, как он, выводят жанр фокусов на новый уровень, делают его современным, интересным не только для детей, но и для взрослой публики. На телевидении есть очень много танцевальных, песенных, юмористических шоу, а вот таких проектов, как «Всё, кроме обычного», действительно не хватает.
Вы сами смогли чему-то научиться у фокусников, разгадать какие-то секреты их мастерства?
Так как я работаю с участниками не на сцене, а в зоне «гримёрки», у нас с ними складываются более доверительные отношения: они делятся впечатлениями, искренне переживают, посвящают в какие-то секреты своей «кухни». Конкуренция, конечно, на шоу бешеная. Я очень рада, что я не сижу в жюри и мне не нужно критиковать участников или пытаться вывести их на чистую воду. Моя задача — поддерживать и успокаивать их, с чем я, кажется, неплохо справляюсь.
Меня уже научили двум фокусам с картами, что стоило мне неимоверных усилий. Конечно, сложные иллюзии никто не раскрывает, но самым обычным трюкам фокусники с радостью учат здесь всех желающих.
У вас есть любимый жанр фокусов?
Мне очень нравится микромагия, когда фокусники оперируют небольшими предметами, — без какого-то грандиозного шоу, всё построено на ловкости рук. Люблю, когда артисты не прячутся за костюмами, громоздкими декорациями, животными, а делают всё на твоих глазах, полностью полагаясь на свои силы. А вот фокусники-менталисты, которые каким-то образом читают мысли и узнают все пароли, меня пугают. Я уже два раза за этот проект меняла код на своём смартфоне.
Михаил Кукота
юморист, ведущий шоу «Всё, кроме обычного»
Вы как-то специально готовились к роли ведущего в таком необычном шоу?
Я долго погружался в историю иллюзиона, читал разные тексты, общался с известными фокусниками. Да, шоу действительно получилось сверхоригинальным! Хочется сказать огромное спасибо продюсерам, креативщикам и всей съёмочной команде за то, что они создали проект «Всё, кроме обычного» и доверили мне вести его. С уверенностью могу сказать, что я оправдал их надежды, я чувствую себя в роли ведущего очень свободно. (Улыбается.)
Что это за люди — фокусники? Чем они отличаются от остальных?
Зачастую фокусники — это удивительные, приятные люди с очень богатым внутренним миром. Они в прямом смысле живут в мире иллюзий, потому что их работа — эти иллюзии создавать. Поэтому при знакомстве с ними создаётся впечатление, что перед тобой самые настоящие волшебники. У многих было мечтой детства дружить с каким-нибудь магом вроде Мерлина, который может показывать всякие чудеса. Хорошего фокусника отличают артистические способности: чем ты улыбчивее, добрее и естественней, тем лучше получаются фокусы. Поэтому хочется посоветовать всем начинающим иллюзионистам, которые выходят на сцену, — играйте, будьте артистами!
Со своей женой вы так познакомились?
К счастью, нет. Мы с ней как-то без фокусов обошлись. (Смеётся.)
Удалось вам разгадать какой-нибудь фокус на шоу?
Если честно, лично я ни на йоту не приблизился к разгадке какого-либо фокуса. Даже из-за кулис любой трюк сложно раскрыть, потому что они все выполняются очень профессионально. Бывают, конечно, отдельные моменты, когда, например, под определённым углом видно леску, которую фокусники используют для иллюзии левитации. Но вообще таким вещам сложно научиться, просто наблюдая за артистами.
Что вас впечатлило особенно?
Классных выступлений было очень много. Например, Олю Картункову из жюри очень впечатлил трюк с передачей мыслей на расстоянии. Она призналась, что как будто действительно слышала в голове голос, и это даже вызывает определённый страх. Может, этот фокус в итоге и был простым, но его подача оказалась настолько сильной, что всем захотелось в него поверить. А на меня неизгладимое впечатление произвёл фокус, во время которого меня погружали в транс, и я действительно в какой-то момент находился в полном оцепенении. Не нравятся мне, пожалуй, только «мелкие» фокусы, когда иллюзионист оперирует какими-то небольшими предметами, которые легко спрятать в рукаве или незаметно выбросить.
Александр Муратаев
эксперт шоу «Всё, кроме обычного»
Один из самых востребованных и известных российских иллюзионистов. Александр родился в Санкт-Петербурге и начал интересоваться фокусами ещё в детстве, в возрасте восьми лет. Друг отца, фокусник, показал ему трюк с салфеткой, которую нужно было сжать в руке и подуть на кулак, после чего она пропадала. Это настолько удивило юного Сашу, что уже на следующий день его полки заполнились книгами и фильмами о фокусах и журналами об известных иллюзионистах.
Александр посещал крупнейшие шоу фокусников и познакомился с иллюзионистами со всего мира, включая самого Дэвида Копперфильда, а также Деррена Брауна, Пенна и Теллера, Шина Лима и Леннарта Грина. Иллюзионист и созданные им "Курсы фокусов Александра Муратаева" обучили более 1 000 человек, многие из которых добились успеха и стали профессиональными фокусниками. Среди его учеников — Александр Поляков, Александр Магу, Александра Скачкова и другие.
В 2015 году Александр Муратаев создал собственное шоу "Секрет", с которым регулярно выступает в Театре Эстрады им. А. Райкина. В феврале 2014 года Александр Муратаев организовал в Санкт-Петербурге первый в России форум фокусников с участием мировых звёзд иллюзиона, на который каждый год приезжают иллюзионисты из других городов России и стран мира. Спикерами форума становятся всемирно известные иллюзионисты, такие как, например, чемпион мира по микромагии Шин Лим или признанный мастер карточных фокусов Леннарт Грин.
Александр — популярный блогер, он ведёт два канала: Murataev и Иллюзионист.
Азамат Мусагалиев
юморист, член жюри шоу «Всё, кроме обычного»
Азамат, какие у вас остались впечатления от участия в шоу?
Шоу мне очень понравилось: прикольно, свежо и интересно. Мне нравится, что конкурс проходит честно, не используется так называемая магия телевидения — видеомонтаж. Именно так, как участники подготовили и исполнили свои фокусы, мы увидим их по телевизору.
Каким был ваш опыт взаимодействия с фокусниками до «Всё, кроме обычного»?
Моё детство прошло в 90-е, и я помню уличных шулеров, «напёрсточников» и других искусных мошенников — тоже своего рода фокусников.
Но если говорить о настоящих фокусах, то я хорошо помню один, который увидел в детстве и потом показывал своему дяде. Это был фокус с монеткой: я изображал, что втираю её в руку, и в какой-то момент монета исчезала. Особенно приятно было, будучи ребёнком, «провести» взрослого дядю, который не мог понять, куда монетка делась. Сейчас я понимаю, насколько это простой трюк, но в детстве он мне очень нравился.
Как эта программа изменила ваше отношение к фокусникам?
До участия в программе я воспринимал фокусников как своего рода ремесленников. Мне казалось, что они один раз чему-то научились и потом пользуются этим, просто повторяют одно и то же вновь и вновь. Но, пообщавшись с иллюзионистами на шоу «Всё, кроме обычного», я понял, что, помимо знания техники, фокусник должен иметь талант. Это настоящее искусство — переубеждать скептиков, заставляя людей внимательно следить за каждым движением твоих рук. От фокусов главного эксперта проекта Александра Муратаева я вообще нахожусь в лёгком шоке: это действительно человек, полностью погружённый в своё дело. По опыту могу сказать, что таких результатов можно добиться, только отдавая профессии всё личное время и постоянно совершенствуясь. Иногда приходится жертвовать важными вещами, такими как общение с детьми, семьёй.
Что отличает профессионального фокусника от дилетанта?
По-настоящему крутым фокусник становится тогда, когда он настолько хорошо знает публику, перед которой выступает, что может буквально манипулировать чувствами людей. Вообще любое дополнительное знание всегда идёт на пользу. Поэтому, если иллюзионист понимает, как завладеть вниманием сотен тысяч телезрителей, и хорошо себе представляет, на что способны его оппоненты, это ставит его в более привилегированное положение. Представления фокусников многими воспринимаются как мистика, но на самом деле это только ловкий обман зрения.
И, безусловно, важнейшие черты характера профессионального фокусника — самообладание и самоирония. Без них невозможно добиться успеха ни в искусстве иллюзиона, ни в любом другом творческом деле.
Юлианна Караулова
Певица, член жюри шоу «Всё, кроме обычного».
Юлианна, вы сами умеете показывать фокусы?
В двенадцать-тринадцать лет я знала несколько простых фокусов с картами, которые основывались на математике. Нужно было незаметно тасовать карты так, чтобы сверху всё равно оказалась та, которую загадали. Ещё у меня был фокус с чайным пакетиком, который взлетал, когда его поджигаешь. Сейчас я уже не помню всех нюансов, но это занятие доставляло мне большое удовольствие. Всему этому я научилась в летнем лагере.
Шоу фокусников «Всё, кроме обычного» вас тоже чему-то научило?
На «Всё, кроме обычного» я убедилась в том, что магия существует. Не ожидала, что своими глазами увижу столько удивительных фокусов, технику которых невозможно объяснить. То, что делают эти люди, я не могу назвать иначе, кроме как волшебством. Для меня это был сильнейший эмоциональный, творческий и интеллектуальный опыт. Я узнала, что представляет из себя современная индустрия развлечений, избавилась от стереотипов в отношении иллюзионистов, выучила кучу модных фокусов.
Я говорю «модных», потому что мир фокусников на самом деле чем-то напоминает мир высокой моды — он тоже невероятно чувствителен к новым тенденциям, в нём есть свои тренды, табу, скандалы и жёсткая конкуренция. Я очень рада, что наконец на телевидении появилось шоу, которое ломает привычное представление о фокусах и показывает настоящих профессионалов жанра иллюзий. Конечно, это заслуга потрясающе талантливых людей из творческой команды ТВ-3 и Comedy Club Production, которые сделали всё возможное, чтобы зрители увидели это шоу позитивным, ярким, современным — и удивились вместе с нами! Всё, что делает команда Славы Дусмухаметова, всегда очень профессионально, круто и зрелищно. От проектов Comedy Club я всегда получала колоссальное удовольствие и нереальный заряд энергии.
Что ещё повлияло на ваше решение принять участие в шоу?
Сначала я немного нервничала, сомневалась по поводу своей авторитетности в качестве члена жюри. Всё-таки я не имею никакого отношения к этой индустрии, никогда не сталкивалась с фокусами и не показывала их сама, не считая каких-то совсем детских попыток. Но потом я поняла, что это не такой уж далёкий от меня мир, и я могу оценивать как минимум артистические навыки участников. Надеюсь, что я никого не обидела, потому что порой была довольно жёсткой. (Смеётся.) Самым сложным было оставаться суровой и беспристрастной — всё-таки я девушка и у меня по натуре мягкий характер.
Каким был ваш опыт общения с фокусниками до этого?
Раньше я не сталкивалась с настоящими фокусниками, разве что видела их по телевизору. Мне всегда нравились шоу Дэвида Копперфильда, я начала смотреть его выступления ещё в детстве, и они меня буквально завораживали. Я очень рада, что и во взрослом возрасте не потеряла интерес к фокусам, а теперь вот смогла и воочию увидеть столько потрясающих трюков.
Кто из фокусников удивил больше всех и почему?
Меня поразил фокус, который показывал главный иллюзионист проекта Александр Муратаев, сидевший вместе со мной в жюри. Он демонстрировал так называемую ментальную магию: задавал нам с Тимуром Родригезом совершенно неочевидные вопросы, а потом наши ответы, которые он никак не мог узнать заранее, оказались написанными на бумаге внутри закрытого сундука.
Ещё меня поразил один участник, который живёт в США. Он показал фокус с мобильным телефоном — сфотографировал меня, а потом попросил загадать любую карту. После этого загаданная мной карта оказалась на той самой фотографии в телефоне! Как такое возможно?
С гаджетами вообще были самые эффектные фокусы. Например, иллюзионист сфотографировал жюри, и под чехлом его телефона сразу же оказалась напечатанная фотография. Я могу пересказывать бесконечно, но всё равно не получится передать эти эмоции, это надо видеть! (Смеётся.)
Стоит ли вообще разгадывать секрет фокуса? Не потеряется ли романтика искусства?
У нас был такой принцип — если мы с Тимуром что-то разгадываем, то шепчем это на ухо Александру Муратаеву, а не произносим вслух. Всё-таки для большинства участников фокусы — это основная работа, их хлеб, они учились этому много лет, и было бы жестоко вот так на всю страну раскрывать их. Единственно, когда были заметны лески, на которых что-то «летало», мы это озвучивали, потому что таких ошибок профессионалы допускать не должны. Я согласна, что к такому искусству нельзя придираться, нужно воспринимать номер целиком, не зацикливаясь на технике, — только так можно увидеть настоящую магию.
Про какие фокусы вы точно можете сказать, что «это не ваше», а какие, наоборот, привлекают внимание?
Я не люблю жанр фокусов, когда «пилят» людей, брызжет кровь, вылетают голуби и всё в этом духе — это несовременно. Мне больше нравится микромагия, когда фокус целиком построен на ловкости рук, или ментальная магия, когда тебя по-всякому обманывают и усыпляют твою бдительность, а ты, хоть и чувствуешь себя дураком, не можешь сдержать улыбку.
Какими качествами должен обладать фокусник, чтобы вы остались довольны его выступлением?
Самое главное качество фокусника — это чувство юмора. Например, был один участник, который вышел в костюме зайца и пародировал фокусников с картами. Это было совершенно по-идиотски, но так смешно, что мы не смогли сказать ему «нет».
Мне кажется, что фокусник — это в первую очередь артист, и, как любой артист, он должен быть обаятельным, чтобы покорить публику и завоевать внимание зрителей. Он должен быть интересным, непредсказуемым и, конечно же, харизматичным — на одних технических навыках невозможно сделать шоу. Когда я видела, что человеку не хватает уверенности в себе или ораторского мастерства, я об этом ему всегда говорила. Среди участников иногда встречались люди с отрицательным обаянием, а некоторые не умели вести себя на сцене, но это — единичные случаи.
Ольга Картункова
актриса, юмористка, член жюри шоу «Всё, кроме обычного»
Чему вас научило участие в шоу фокусников и какие эмоции подарило?
Опыт колоссальный! Я теперь буду бежать без оглядки от телепатии, и пока буду бежать, постараюсь ни о чём не думать! А если серьёзно… Знаете, вот это ощущение, когда ребёнком ты был чем-то удивлён и придя домой взахлёб стал рассказывать близким, что с тобой произошло, как тебя удивили, как всё было необычно и как тебе там понравилось, что ты видел чудеса и обязательно ещё раз туда пойдёшь… Так вот я этот 40-летний ребёнок! Это было круто! Я очень люблю мистическое, необычное и то, что заставляет бежать мурашкам по телу.
Каким был ваш опыт общения с фокусниками до этого? Есть у вас любимый артист?
Такого опыта не было вообще. Следовательно, и любимых фокусников нет, но, я думаю, скоро появятся. Вообще меня всегда легко было удивить и заставить поверить в то, что не присуще обычному человеку. Я и в инопланетян до сих пор верю!
А сами вы фокусам не пробовали учиться?
Фокусам? Я?! Нет!!! Мне кажется, я неуклюжая в этом деле. Только женские фокусы, но они больше про жизнь, без мистики.
Какими качествами должен обладать фокусник, чтобы вы остались довольны его выступлением, а какие особенности фокусников, напротив, могут оттолкнуть вас?
Фокусник должен быть таинственным, брутальным, опрятным. Обмануть, но красиво, и в конце улыбнуться. А оттолкнёт, если я увижу, что он больше шарлатан, чем профессионал.
Про какие фокусы вы точно можете сказать, что «это не ваше», а какие, наоборот, привлекают внимание?
Не мои фокусы — это, скорее, то, что я уже где-то когда-то видела у кого-то. Моё внимание привлекает авторская работа, тогда фокус кажется мне таинственнее и, соответственно, больше интригует меня как зрителя. А ещё я считаю, что фокусы не стоит разгадывать — нужно просто смотреть, наслаждаться ими и не заморачиваться.
Александр Муратаев
профессиональный иллюзионист, эксперт шоу «Всё, кроме обычного»
Фокусник, иллюзионист, маг, волшебник — какой термин вы предпочитаете?
Я предпочитаю называть себя иллюзионистом. Слово «фокусник» звучит как-то более обыденно, хотя, по сути, значит то же самое. Но я не люблю, когда меня объявляют магом и чародеем, потому что это неправда и к тому же звучит несолидно. Когда выступление проходит на детском празднике, так ещё можно сказать, но на таком серьёзном шоу, как наше, это неуместно.
В России вы, возможно, самый востребованный иллюзионист с очень напряжённым рабочим графиком. Чем вас заинтересовало ещё и шоу «Всё, кроме обычного» на канале ТВ-3?
Во-первых, будучи одним из немногих, кто ратует за развитие искусства иллюзионов, я понимаю, что без участия телевидения это невозможно. К тому же медийность помогает мне создавать более масштабные фокусы.
Например, многое в моей жизни изменилось после выхода на ТВ-3 шоу «Удиви меня!», в котором я также участвовал. После него у меня стало намного больше выступлений, я начал больше зарабатывать. И если раньше я мог купить колоду карт и какой-то мелкий реквизит, то сейчас для меня доступно более дорогостоящее оборудование, я могу ездить в другие страны на выступления лучших иллюзионистов мира и на международные конференции фокусников.
Шоу «Всё, кроме обычного» готовилось очень давно, и я принимал участие в его организации ещё со стадии первых переговоров. То есть это не меня пригласили в готовый проект — наоборот, я долго добивался того, чтобы его открыли.
Насколько мир фокусников закрытый и жестокий?
Мир фокусников сам по себе очень добрый, и атмосфера в нём очень дружественная. Здоровая конкуренция присутствует, но между иллюзионистами нет неприязни или явного соперничества, как бывает на конкурсах красоты. Никто никому не портит реквизит, наоборот, все друг другу помогают, и это очень здорово. Я лично видел, как один иллюзионист помогал другому «додумать» фокус.
Конечно, в самой профессии фокусника есть опасные моменты, например, фокус с протыканием руки, во время исполнения которого можно серьёзно пораниться и даже повредить кости. Но если подходить к работе профессионально и отработать всё до мелочей, то такое никогда не случится.
В Интернете есть много видеороликов с якобы ошибками фокусников, когда женщину по-настоящему распиливают и так далее. Но практически все они — «фейк», сделаны специально, чтобы привлечь внимание. Таких ужасных вещей в принципе во время фокуса произойти не может, в России я за всю карьеру не видел ничего подобного.
Вы учились искусству фокуса в США. Расскажите, чем отличается заокеанский фокусник от отечественного?
У американских фокусников есть серьёзное преимущество. В западной массовой культуре иллюзион занимает более привилегированное положение, чем в нашей. Поэтому в США индустрия фокусов развита гораздо обширнее. Там постоянно проводятся форумы и конкурсы иллюзионистов, а в каждом городе есть магазины всевозможных приспособлений для фокусов.
Мы сейчас тоже стараемся развиваться в этом направлении, и проект «Всё, кроме обычного» является тому примером. В нашей стране есть отдельные организации фокусников, но общей структуры у них нет. Я сейчас занимаюсь продвижением более современной концепции — форумов, на которых собираются самые прогрессивные молодые иллюзионисты, чтобы обмениваться опытом и продвигать инновации. Меня привлекает идея создания ассоциации иллюзионистов России, но сейчас наша задача — это просто привлечь как можно большее количество заинтересованных людей.
Какие впечатления у вас остались от знакомства с Дэвидом Копперфильдом?
Я жалею, что не познакомился с ним раньше, лет пятнадцать назад. От его современных выступлений у меня было больше ожиданий — сейчас он двигается на сцене уже не так бойко просто в силу возраста. Общение с таким великим человеком принесло мне колоссальный опыт. Но общее впечатление было не блестящим, потому что я увидел, что он уже от всего этого устал. Копперфильд — один из немногих, кто умел делать всё: микромагию, сценические фокусы и крупные иллюзии типа исчезновения поездов. Он посвятил этому всю свою жизнь, и я уверен, что он ни одной лишней минуты не потратил на что-то ещё, поэтому Копперфильд стал великим фокусником.
Какими ещё личными и профессиональными качествами должен обладать хороший иллюзионист?
Первое и самое важное качество — это работоспособность, потому что большинство фокусов требуют постоянных тренировок. Нужно развивать ловкость рук, оттачивать технику, чтобы зритель не мог заметить ни одну деталь. Также нужно заниматься актёрским мастерством, совершенствовать свою речь. Я тренировал нескольких ребят, и они уже в девять лет могли делать фокусы, которые выполнит не каждый взрослый. Кроме того, нужно знать основы психологии. Некоторым иллюзионистам не хватает каких-то технических навыков, но они с лихвой компенсируют это умелым общением со зрителями. Когда вызываешь кого-то из зала на сцену, нужно понимать, какой именно человек подойдёт для каждого отдельного трюка. Если фокус раскрыт — это всегда вина иллюзиониста.
С чего можно начать человеку, который хочет стать фокусником?
Фокусником можно стать в любое время. Я всегда советую начинать с чтения книг о фокусах Марка Вилсона и других авторов. Начинать нужно с самых простых классических трюков, работать над ловкостью рук. И со временем можно придумывать уже собственные фокусы. Конечно, очень сильно помогает Интернет: там есть множество пособий для начинающих иллюзионистов, различные обучающие видео. Но нужно и обязательно знакомиться с другими фокусниками, общаться, перенимать опыт.
Что, на ваш взгляд, будет дальше происходить с индустрией фокусов под влиянием новых высоких технологий?
Фокусники очень быстро адаптируются под всё новое: если завтра изобретут искусственный интеллект, то первыми его будут использовать иллюзионисты. В «продвинутости» технических устройств мы не уступаем спецслужбам. Если, например, пятнадцать лет назад публику можно было удивить включением света по хлопку, то сегодня для всех это уже повседневная вещь. Сейчас разрабатывается такая технология, когда можно разговаривать по пальцу, а звук передаётся через кость. Так вот для фокусов этот трюк начали использовать уже лет пять назад. Или, например, многие трюки сейчас используют Bluetooth для мгновенной передачи данных.
В искусстве иллюзиона нужно всем интересоваться, всегда быть на шаг впереди. Это то, что я называю «современным фокусом». Когда иллюзионист в 2018 году продолжает показывать трюки с платочками, которые были популярными в 80-е, это говорит о том, что он не хочет развиваться. Нужно воспринимать новую информацию, следить за передовыми тенденциями. Им мы придаём особое значение на «Всё, кроме обычного».
Тимур Родригез
Певец, шоумен, телеведущий, актёр, член жюри шоу «Всё, кроме обычного».
Тимур, вы в детстве любили фокусы?
В детстве я, как и многие, с замиранием сердца следил по телевизору за магическими манипуляциями Дэвида Копперфильда и Игоря Кио. Не могу сказать, что это время прошло напрасно. И нас всех когда-то поражал фокус с оторванным пальцем. Или откусанным, открученным, отодвигающимся... Были разные версии! (Смеётся.) Всегда хотелось узнать, как это делается. Правда, этот фокус нельзя показывать слишком рано: однажды я показал его моему младшему сыну, когда тот был совсем маленький, и он так испугался, что я боялся, как бы он не поседел раньше меня. Потом я испробовал тот же фокус на старшем сыне, но на него это не произвело такого впечатления — он был взрослее и уже подозревал, что папа умеет делать какие-то ужасные вещи.
Каково это — увидеть изнутри «кухню» фокусов?
Обычно я ненавижу сидеть в жюри, но «Всё, кроме обычного» для меня стало исключением из правил и, признаюсь, превзошло все мои ожидания. Оказывается, по телевизору нас десятилетиями «кормили» одними и теми же устаревшими, вышедшими из моды фокусами! То, что я увидел в шоу, «фокусами» даже не хочется называть — это настоящий, зрелищный иллюзион.
Качество исполнения, которое я увидел на «Всё, кроме обычного», в корне поменяло моё отношение к фокусам, и я уверен, отношение зрителя к этому жанру тоже изменится. Я теперь постоянно интересуюсь фокусами и даже на отдыхе замечаю ошибки у выступающих на улице артистов — кажется, это навсегда.
Если вы так не любите быть в жюри, то что вас привлекло в этот раз?
Во-первых, я знаю людей, которые создают это шоу. Это очень сильно повлияло на моё первоначальное отношение к проекту. С Вячеславом Дусмухаметовым мы знакомы уже, кажется, тысячу лет, ещё с КВН. Я помню огромное количество шоу и сериалов, которые он запустил за долгие годы, видел качество этого контента. Когда я понял, что за дело берётся Слава, для меня вопрос участия в проекте решился автоматически.
Во-вторых, подобралась отличная компания в жюри — Юлианна Караулова и Александр Муратаев. С Юлианной мы давно дружим, она замечательная, умная девушка, с которой мне нравится работать и общаться. Александр тоже оказался приятным парнем, поэтому за судейским столом мне было очень комфортно и весело. Не было напряжения, мы могли свободно обсудить что угодно или просто посмеяться.
Кто из фокусников удивил больше всех и почему?
Конечно, я выделил для себя нескольких иллюзионистов, но мне бы не хотелось озвучивать их имена, потому что это было бы нехорошо по отношению к остальным участникам — они все очень крутые. В финале я, разумеется, открою, кому я симпатизировал особенно.
Было очень приятно, когда в перерывах между выступлениями Александр говорил что-то вроде: «Этот фокус десятилетиями никто не мог раскрыть, но его смог повторить иллюзионист, который сейчас выступал, теперь он известен в Европе». Наш парень, представляете! Таких было немало, и это очень-очень приятно.
Наблюдая за многими участниками, я понял, что и мне есть чему поучиться у них. Они — настоящие современные звёзды, которых не хватало на телевидении, и нам, членам жюри, очень повезло, что мы увидели вживую людей, которые не побоялись выйти и продемонстрировать прямо перед нами своё искусство.
Вам много фокусов удалось разгадать? Стоит ли вообще разгадывать секрет фокуса? Не потеряется ли романтика искусства?
Мне удалось разгадать крайне мало фокусов — большинство участников, к счастью, выступало на должном уровне, и придраться к чему-то было невозможно. Была, конечно, пара горе-иллюзионистов, наблюдая за которыми я боролся с желанием выбежать на сцену, сорвать тряпку с реквизита и закричать: «Что же вы творите?!» Но я сдерживался и потом высказывал этому человеку как можно более тактично, что мне не понравилось и почему. Фокусники же очень ранимые артисты, они больше других дорожат своими секретами. Не хотелось, чтобы он убежал в слезах, а потом звонил киллеру и диктовал мой домашний адрес. (Смеётся.)
Какими качествами должен обладать фокусник, чтобы вы остались довольны его выступлением?
Мне не нравятся старые фокусы — распиливание, кролик из шляпы. Сейчас же не восемьдесят пятый год! Самое интересное — это хорошие, современные фокусы с картами, когда всё идёт по неожиданному сценарию. Ты помнишь, как своими руками взял карту из колоды, но тут она вдруг исчезает, потом появляется, с ней происходят какие-то невероятные чудеса... Такие вещи просто не укладываются в моей голове, и меня это завораживает.
Но участники и не должны думать о том, как понравиться мне и жюри, мы здесь вообще ни при чём. Главное — завоевать любовь всей публики. Я знаю это по личному опыту. Когда я участвую в сборном концерте, то в зале всегда есть зрители, которые пришли вовсе не на меня, которые будут настроены скептически. Самое главное — помнить об этих людях и выступать для них, стараться, чтобы они изменили своё мнение. Такого отношения к зрителю я жду и от наших фокусников.
Техника исполнения фокуса, безусловно, важна, но это не главное. Главное — обаять зрителя. У нас было несколько участников, которые делали всё правильно и технично, но очень скучно, и мы их за это «отфутболивали». Когда фокус классный, а человек не умеет его подавать — это хуже всего. И дело не в том, чтобы всегда выступать с улыбкой в тридцать два зуба. У нас были ребята, которые показывали фокусы с абсолютно серьёзным лицом, но при этом продолжали шутить. Или в мрачном образе показывали мистические фокусы, и это тоже было очень интересно. Всё просто — либо ты умеешь настроить диалог со зрителем, либо нет.
Ольга Серябкина
певица, член жюри шоу «Всё, кроме обычного»
Какой опыт вы получили для себя на шоу «Всё, кроме обычного» и как планируете использовать его?
Я поняла, что ловкость рук — это прекрасное качество. Это не мошенничество, и вообще — если мужчина умеет удивлять таким способом, он произведёт на женщину неизгладимое впечатление. Это действительно похоже на магию, хотя я понимаю, что это всё чётко отработанные трюки. Для меня было удивлением, когда ребята угадывали число, которое я загадала, номер телефона или имена людей, которые я просто держала в голове. Это просто невероятно! Мне безумно интересно, как они это делают.
Ещё я была поражена тем, какое огромное количество трюков и фокусов знает Саша Муратаев. Признаюсь честно, он научил меня одному фокусу, поэтому в скором времени я буду удивлять своих друзей!
Стоит ли вообще разгадывать секрет фокуса — не потеряется ли романтика искусства?
Я считаю, что не всегда стоит разгадывать фокусы, пусть это остаётся тайной, загадкой. Это лишь добавит азарта фокуснику. Честно, несколько фокусов мне удалось угадать, но лишь по причине того, что кто-то не смог справиться со своей работой на все 100 процентов.
Из всей программы я получила один большой опыт — не всегда нужно видеть всё. Иногда даже приятно быть немного обманутой: если кто-то хочет произвести на тебя впечатление, то не нужно пытаться подловить человека и показывать, что ты его раскусил. Уметь удивляться — это очень круто.
Почему вообще вы решили принять участие в шоу?
Во-первых, это новый формат, и я не видела ничего подобного до этого. Во-вторых, я ничего не знаю о фокусах, поэтому мне было просто интересно посмотреть на то, как они это делают, и посмотреть на всё это своим чистым, женским взглядом. Я испытала большое любопытство и очень рада, что моё участие в качестве жюри в шоу состоялось.
Каким был ваш опыт общения с фокусниками до этого?
У меня есть любимый фокусник — Дэвид Копперфильд, который в детстве произвёл на меня колоссальное впечатление. Его фокусы я смотрела по телевизору. Ну и естественно Дэвид Блейн. Это всё, что я знаю об этой теме. Однажды, когда мы с подругой сидели в ресторане, к нам подошёл парень и угадал мой номер телефона. В тот момент я была в шоке и подумала, что это какой-то прикол. Тогда у меня были странные впечатления, потому что я не понимала, что происходит, и к тому же я отдыхала, хотела поесть. Я просто не была к этому готова. До шоу я не знала никаких фокусов, но теперь, благодаря Саше Муратаеву, я стала обладательницей секрета одного карточного фокуса.
Какими качествами должен обладать фокусник, чтобы вы остались довольны его выступлением? А какие особенности фокусников, напротив, могут оттолкнуть вас?
Фокусник должен быть актёром. Недостаточно обладать навыками фокусов, человек должен уметь правильно и красиво подавать его. Он должен быть специфическим, одет сообразно своей профессии, потому что в какой-то степени он является магом и чародеем. Многие ребята забывают о подаче, а это самое главное. На шоу меня разочаровал один фокусник, который оказался каким-то злым парнем. Когда его фокус разгадали, он начал злиться и выплёскивать свою агрессию. Именно это и есть худшее для фокусника. Мне кажется, что лучшая реакция в такой ситуации — это рассмеяться и попробовать рассказать фокус до конца либо как-то увильнуть. В любом случае это должна быть позитивная реакция, но если фокусник начинает вести себя агрессивно, то хочется быстрее с ним попрощаться.
Про какие фокусы вы точно можете сказать, что «это не ваше», а какие, наоборот, привлекают внимание?
Фокусы с картами — это не совсем моё, потому что для меня это немного жульничество. Возможно, это ярлык, который накладывается, когда люди играют на деньги и кто-то мошенничает. Но меня всё-таки поражают другие вещи: например, фокусы с голубями, свечами, с огнём. Я люблю зрелищные фокусы!